15.05.2024   10:18   Среда
Вы вошли как Гость Группа "Гости"
ГлавнаяКаталог статейМой профильВыход
 
Меню сайта

Категории раздела
Проблемы и проблемки дрессировки [5]
Разнообразие направлений дрессировки [6]
Воспитательная подготовка щенка [5]

Форма входа

Карта посещений

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страны-посетители
    Free counters!

Visitors

Главная » Статьи » Собаки » Проблемы и проблемки дрессировки

Какой же метод дрессировки гуманней?
Дополнитель собственного Я
     Чтобы повысить значимость собственного Я, люди подчас заводят собаку очень крупной или бойцовой породы. Часто они становятся «охотниками» и «травят» своих coбак на бегунов, кошек и прохожих. Таких «любителей собак» многие из нас встречали во время прогулок.
     «Просто собака»
     Большинством людей собака воспринимается как отличное от человека, высокоорганизованное существо, имеющее весьма ограниченную способность к логическому осмыслению окружающего ее мира.
     Действительно, собака, созданная человеком, живущая среди нас на протяжении многих веков, по-прежнему остается собакой. Она живет в человеческом обществе по своим собачьим законам, которые генетически обусловлены экологическими и этологическими особенностями поведения ее предков, а также селекционной работой ее создателя — человека. Тот, кто имел дело с нормальной, хорошо развитой, правильно социализированной, здоровой собакой, воспитанной не в условиях питомника, а в нормальной семье, знает, насколько богато и интересно ее поведение.
     Однако несмотря на правильные в целом представления, эта точка зрения имеет один существенный недостаток. Ее приверженцы воспринимают каждого, вполне конкретного пса, как некоего представителя собачьего племени, имеющего свои породные и индивидуальные особенности, характеризующие его служебные и интеллектуальные способности, которые в процессе воспитания и дрессировки изменяются незначительно.
Другими словами, они считают, что воспитание и дрессировка практически не меняет уровень развития собаки, сохраняя определенную статичность. На мой взгляд, это не так.
     «Развивающаяся собака»
     Смею утверждать, что в основе отношения к собаке должно быть восприятие ее как сложного, высокоорганизованного, постоянно развивающегося существа, имеющего свои собачьи интересы и свой собачий интеллект.
     Многие, увидев слово «интеллект», попытаются обвинить нас в «очеловечивании», однако это излишне, так как мы отчетливо представляем себе место собаки в иерархии интеллектов и совсем не уподобляем ее человеку.
     Наше отношение к собаке отличается от выше рассмотренных тем, что мы воспринимаем ее не как нечто заданное, мало изменяющееся, а как существо способное к постоянному развитию и саморазвитию. Пробуждая творческую активность собаки, можно очень многого достичь на пути ее совершенствования. Наши питомцы не только великолепно осваивают сложные навыки и язык общения с членами семьи, не только по мельчайшим признакам угадывают будущие события, но и самостоятельно, без предварительного обучения, предлагают удивляющие своей «разумностью» решения возникших проблем. Однако следует отметить, что, развивая собаку, мы тем самым расширяем ее представления о мире, в том числе и о нас с вами, поэтому такой собакой сложнее управлять.
     Необходимо понимать, что независимо от того, как вы относитесь к собаке, характер взаимоотношений с ней зависит и от ваших знаний и умения. Ни у кого не вызывает сомнений, что невозможно управлять автомобилем, не постигнув азы вождения. Собака же намного сложнее самой современной машины, однако считается, что ею может управлять каждый. Автомобиль можно поставить в гараж и забыть о нем на время, собака же требует к себе постоянного внимания, и постоянного контроля. При их отсутствии она начинает принимать самостоятельные решения, последствия которых трудно предугадать даже ее владельцам.
     Собаки, испорченные неправильным воспитанием, трудно поддаются дрессировке, коррекция их поведения отнимает очень много времени и подчас возможна лишь при использовании специальной техники, например, радиофицированного электроошейника. Однако следует отметить, что методики, способствующие саморазвитию собаки, по сравнению с традиционными позволяют осуществлять коррекцию поведения более эффективно.
     Таким образом, воспитание щенка, а в последующем и его дрессировку следует рассматривать как непрерывный процесс взаимовлияния владельца и собаки, который начинается с момента появления животного в доме. Необходимо так-же помнить, что результат дрессировки зависит от характера восприятия человеком собственной собаки.
     В настоящее время в теории и практике дрессировки существуют прямо противоположные точки зрения на ее методы. Одни специалисты считают, что дрессировка должна быть «мягкой», другие — «жесткой». Одни — сторонники «убеждения», другие — «принуждения». Кто из них прав? Попробуем разобраться.
     Во многих европейских странах при дрессировке собак запрещено использовать методы, основанные на действии электрического тока, считается негуманным применение строгих ошейников. А в нашей стране инструкторы подчас рекомендуют в случае неповиновения или какой-либо другой провинности собаки, а то и просто для четкости воспроизведения отработанных навыков избивать ее. Иногда они даже показывают на собаках владельцев, как это нужно правильно делать. По-видимому, понимание «гуманности» здесь исчерпывается лозунгом «Цель оправдывает средства». Очень печально на эту дрессировку смотреть со стороны, особенно когда владельцами являются дети и подростки. По этой причине некоторые дрессировочные площадки можно назвать «школами жестокости».
     С другой точки зрения (получившей широкое распространение в нашей стране и за рубежом), собаку нужно дрессировать только с помощью ласки и уговоров, без принуждения со стороны дрессировщика. Эти расхождения во взглядах вызваны, по-видимому, отсутствием единых представлений о степени гуманности тех или иных методов дрессировки. Ключ к пониманию возникших противоречий, как мне кажется, находится в буквальном переводе слова «гуманное»: «человечное», «человеческое». И смысл этого перевода перенесен почти автоматически на отношения между людьми и животными.
     Специалистам, изучающим жизнь псовых в естественной среде обитания, хорошо известно, что существуют представления о моральных и этических аспектах человеческих отношений, совершенно неприемлемые для оценки характера взаимоотношений между животными. По моему мнению, в бытующее представление о гуманности отношений к собаке необходимо внести некоторые коррективы. Настало время, когда на понятие гуманности необходимо взглянуть не только с позиции человека, но и с позиции собаки. Без знания основных этологических и экологических видовых особенностей поведения и учета законов социальной организации стай псовых человек не сможет правильно, а следовательно, гуманно строить отношения с собакой. То, что с позиции человека кажется гуманным и соответственно нежестоким, с точки зрения собаки может быть крайне жестоко. Ведь в стаях диких псов своя мораль и своя этика — собачья.
     Думаю, гуманными являются методы дрессировки, которые, не травмируя психику собаки, улучшают психо-эмоциональный контакт между ней и ее дрессировщиком.
     Тому, кто по той или иной причине длительное время тесно общался с собаками, хорошо известно, что, хотим мы того или нет, но если собака живет в городе, среди людей, ее необходимо воспитывать. В процессе воспитания к ней, независимо, от желания, приходится пpимeнять принyждeниe, так как одними уговорами желаемые для человека нормы поведения у собаки сформировать нельзя.
     Известно, что щенки, склонные к лидерству, по мере взросления пытаются навязать свою волю членам семьи, в которой они проживают, занять в ней главенствующее положение. Если такой собаке (с позиции силы) вовремя не определить подобающее место в уже существующей «табели о рангах», то она пытается управлять домочадцами силой. Другими словами неподчиненная собака начинает подчинять себе собственных хозяев, пуская в ход зубы. С проблемой «агрессия на членов семьи» к нам обращаются владельцы собак различных пород. Надо отметить, что собака, которая ставит себя по рангу выше владельцев, если даже не кусает хозяев, то часто доставляет им неприятности другими способами. Например, убегает от них, подбирает всякую дрянь на улице, бросается на посторонних людей и собак, изводит своим лаем на улице и дома и т.п.
     Владельцы таких собак, как правило, изначально являясь приверженцами дрессировки, основанной на ласке и убеждении, вдруг становятся ярыми противниками и применяют подчас очень жестокие, совсем негуманные способы воздействия на животное.
     Излишне мягкое отношение, особенно к собакам крупным, склонным к доминированию, часто приводит к серьезным, трудно исправимым перекосам во взаимоотношениях между собакой и членами семьи, а подчас и к трагическим последствиям.
     Профессионалам хорошо известно правило: чем лучше задатки собаки, ее рабочие качества, тем профессиональнее должен быть процесс ее воспитания и дрессировки. Собаководы-любители подчас не справляются с такими собаками, им не хватает знаний, умения и опыта. Поэтому часто лучшие рабочие псы выбывают из племенной работы клубов. Их сдают в ветеринарные лечебницы, в питомники, а подчас они путешествуют «по рукам», кочуя от одного временного хозяина к другому.
     Многие собаководы, столкнувшись с подобной проблемой, приходят к выводу, что недоподчинить собаку негуманно, так как от этого страдают и собака и человек. Однако переподчинить, обезличить собаку палочной дисциплиной еще менее гуманно. Как же быть?
Исходя из гуманных методов дрессировки, советуем применять воздействия, не вызывающие длительного, болезненного психоэмоционального напряжения (стресса) у собаки, и негативных изменений в отношениях между дрессировщиком и собакой.
     Думаем, что гуманными для собаки будут воздействия, характеризующиеся следующими признаками:
* понятные
* адекватные по силе
* адекватные по продолжительности
* привычные
* этологически значимые
* обезличенные.
     Понятными для собаки являются те действия и воздействия дрессировщика, которые трактуются ею однозначно. Казалось бы, нет более гуманного метода дрессировки, чем пищевой (или вкусопоощрительный), однако и применяя его, можно с успехом мучить собаку. Вот простой пример, весьма часто встречающийся на практике.
     Вы хотите научить щенка ложиться по команде. Обычно при правильной работе собака решает эту задачу в течение 5-10 минут. Однако для начинающего дрессировщика сложность состоит в том, что, используя принципы оперативного обучения, подкрепление необходимо давать строго в определенный момент времени. Если у вас нет четкого плана работы со щенком и вы либо опаздываете подкреплять его действия, либо подкрепляете их преждевременно, собака не сможет понять поставленную перед ней задачу. В ответ на непонятные для нее действия хозяина собака обычно проявляет бурный эмоциональный протест, а затем отказывается от работы. Если вы вовремя не перестроитесь, то в дальнейшем ваш питомец постарается избежать ситуаций, связанных с обучением навыку укладки. Это произойдет потому, что нерезультативное поведение приводит к психоэмоциональному напряжению.В процессе работы с собакой необходимо постоянно помнить, что решение ею, казалось бы, простой с точки зрения человека задачи подчас представляет для нее тяжелую работу, сопровождающуюся большим нервно-психологическим напряжением.
     Непродуманные, непривычные для вашего питомца, неприятные воздействия, например сильные рывки поводком, часто вызывают у него непонимание и подавленное состояние, а иногда и агрессию, направленную на хозяина.Такие воздействия негуманны не только по отношению к собаке, но и по отношению к дрессировщику. Хотя с позиций существующих представлений они гуманны, так как производятся с помощью рывков обычным поводком с мягким ошейником. Сила и продолжитель¬ность воздействий в процессе работы с собакой должны меняться в зависимости от возраста животного, тренированности, породных и индивидуальных особенностей, этапа обучения и дрессировки.
     К негуманным действиям можно отнести и случаи, когда дрессировщик постоянно в процессе дрессировки допускает "пресыщение работой". Попробуйте за один день научить щенка садиться, ложиться и стоять по команде с небольшими перерывами и вы увидите, что в скором времени последует отказ от работы даже в том случае, если ваши действия были понятны щенку, а процесс обучения проходил без принуждения.
Перегрузка всегда сопровождается негативным отношением собаки к процессу обучения.
     Особенно часто психоэмоциональные перегрузки наблюдаются у собак при недостаточно квалифицированной подготовке их по защитной и другим видам специальных служб. Постоянные перегрузки в процессе работы вызывают у собак не только отказ от работы, но подчас и неврозоподобные состояния, сопровождающиеся различными видами нарушений поведения и функциональным расстройством организма. Эти нарушения иногда сохраняются у собаки в течение всей жизни.
     Привычными можно назвать воздействия, не вызывающие мощного психоэмоционального протеста со стороны собаки.
Неприятные воздействия (большинство из них) при правильной адаптации к ним собаки становятся для нее привычными.
     Пример тому - приучение собаки к "строгому" ошейнику. Адаптация к нему должна проводиться поэтапно, в течение нескольких дней. Если надевание строгого ошейника на собаку связать с приятными ощущениями - получением корма или выходом на прогулку, то эта процедура не будет вызывать у нее неприязни. Сначала "строгачом" не пользуются, а лишь надевают на короткое врямя. Затем начинают применять по назначению, сочетая рывки "мягким" ошейником с легкими рывками "строгачом", т.е. сначала рывок "мягким", затем - "строгим".
     При такой схеме адаптации привыкание к "строгому" ошейнику пройдет для собаки практически незаметно, без напряжения, а ваши действия по отношению к ней будут, соответственно, гуманны.
Непривычные воздействия, как правило, вызывают бурный протест со стороны собаки, сопровождаются психоэмоциональным напряжением, поэтому негуманны. Если же вы попробуете приучить собаку к "строгачу" за один день, то она испытает стресс, а вы соответственно обойдетесь с ней жестоко.
     Этологичными назовем воздействия, и напоминающие действия доминантных особей в стае при наказании подчиненных им животных.
     По сравнению с неэтологичными (например, битье плеткой) эти воздействия имеют для собаки вполне определенное сигнальное значение, следовательно, более гуманны. Они сами по себе несут значимую для животного, наследственно обусловленную информацию, связанную со взаимоотношениями на уровне "подчинение - доминирование". Поэтому конфликт между собакой и дрессировщиком разрешается быстрее и проходит для собаки без последствий, с меньшим психоэмоциональным напряжением.
Яркий пример подобного типа воздействий приводит К.Лоренц в своей книге "Человек находит друга". Он рекомендует в случае неподчинения собаки схватить ее за шкуру в области холки, поднять над землей и сильно встряхнуть. К этологичным воздействиям также можно отнести прижима¬ние собаки к земле, различные типы захватов и удержаний и т.п.. Некоторые авторы и дрессировщики рекомендуют в случае неповиновения собаки кусать ее. Возможио этот прием и эффективен, однако существует достаточно высокая вероятность ответного укуса. Поэтому взвесьте все "за" и "против", прежде чем кусать своего друга.
     Неправильное применение этологических воздействий также приводит к перекосам во взаимоотношениях между собакой и дрессировщиком.
Этологические воздействия, как правило, применяются в "случае прямой агрессии собаки к дрессировщику и к членам его семьи.
К обезличенным воздействиям следует отнести такие, которые собака напрямую не связывает с действиями дрессировщика.
При правильном применении они не вызывают длительного психоэмоци¬онального стресса, внутреннего протеста и напряжения во взаимоотношениях между дрессировщиком и его питомцем, а следовательно, гуманны.
     К ним относятся средства дистантных взаимодействий: длинный поводок, рогатка, различные типы стационарных электроразрядников, а также одно из наиболее современных и эффективных средств обезличенных воздействий - радиофицированный электроошейник. Однако следует оговорить, что эти средства являются обезличен-ными лишь в случаях правильного применения. Видимо, именно по этой причине в некоторых развитых странах (например, в США) применять при дрессировке собак электрорадиоошейник рекомендуется только профессиональным дрессировщикам.
     Личностные, неэтологические воздействия, например битье собаки плет кой или поводком, негуманны: они часто вызывают длительный психоэмоциональный конфликт между дрессировщиком и собакой. Их частое применение может привести к потере доверия собаки к своему хозяину. Негуманны они как по отношению к собаке (подавляют ее как "личность"), так и по отношению к дрессировщику. Ведь этот тип воздействия напоминает наказание человека человеком, а людям, как и животным, свойственно подра-жание. Кроме того, он негуманен и по отношению к человеческому сообществу в целом. В воспитании жестокого отношения к животным нужно искать корни социальных проблем, в частности насилия и садизма.
Таким образом, бытующие в настоящее время представления о гуманном отношении к собаке, в большинстве случаев, по моему мнению, неверны.
Доброе, бережное и чуткое отношение к своей собаке и есть та мера гуманности,человечности и здравого смысла, которой следует придерживаться при ее дрессировке.

Валерий Варлаков(журнал «Друг собак»)

Категория: Проблемы и проблемки дрессировки | Добавил: viksa (08.02.2011)
Просмотров: 1861 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 nina  
Интересная и полезная статья.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сотрудничество




Клуб служебного собаководства КАСКАД г.Запорожье

Погода
  Яндекс.Погода

Наш опрос
Какие средства профилактики от блох/клещей Вы предпочитаете?
Всего ответов: 51

Поиск по сайту

Фото животных

Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz